План-конспект уроку природознавство/інтегрований курс «Я досліджую світ» у 1 класі “Растения родного края”

План-конспект уроку є дипломантом І ступеня Всеукраїнського конкурсу на кращий план-конспект уроків природничих дисциплін із елементами медіаграмотності для 1-11 класів у 2018/19 н.р. («Природознавство/інтегрований курс «Я досліджую світ»)


Тема урока: Растения родного края

Тип урока: урок-экскурсия

Цель урока: формирование исследовательских умений, овладение доступными способами познания предметов окружающей природы (наблюдение, систематизация, критическая оценка увиденного и услышанного, установление взаимосвязей в природе, анализ результатов);

формирование практических навыков понимания, анализа содержания медиа, способности создавать собственный медиа продукт и оценивать собственную медиа активность;

формирование информационно-коммуникативной компетентности, умения работать самостоятельно и в группе;

воспитание интереса к изучению природы родного края;

развитие ценностного отношения к природе и ее познанию.

Оборудование: плакат «22 апреля – день Земли», проектор, ноутбук, загадки и картинки-отгадки, музыкальная запись «Весна… Ф. Лист – Утешение – Ferenc Liszt», карточки с эмблемой и заданием для группы, презентация, рисунок дерева, цветов и листьев для рефлексии, фотоаппарат, ручки, блокноты, лупы, смартфоны.

Интернет ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8

Ход урока

І. Сообщение темы, цели и задач урока.

  1. Активизация внимания учащихся

Скажем «Здравствуйте!» руками

Тому, кто сел за парту с вами (дети здороваются за руки)!

Скажем «Здравствуйте!» глазами

И улыбнемся вместе с нами (дети подмигивают друг другу)

Пожелать друзьям спешим

Здравствовать от всей души!

  1. Сообщение темы урока.

На экране проектора плакат «22 апреля – день Земли». Ученик дня (каждый день в классе выбирается ребенок, который готовит информацию по теме дня) читает сообщение интернет – энциклопедии.

 – 22 апреля мы будем отмечать международный праздник – День Земли. День Земли – всемирное движение в защиту планеты как общего нашего Дома, объединяющее множество различных мероприятий и акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах хрупкой и уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира. Среди наиболее популярных мероприятий в деле защиты и благоустройства окружающей среды, проводимых в этот день в разных уголках нашей планеты, – это экологические выставки и фестивали, марафоны и конференции о природе, уборка улиц и территорий в городах, посадка деревьев и остановка автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, культурные акции и концерты…

– Сегодня мы начнем подготовку к этому празднику. А где мы побываем – вы сами сейчас определите. (Звучит «Весна… Ф. Лист – Утешение – Ferenc Liszt»)

Весенний парк встречает перемены,
И яблони, свой ожидая срок,
Безмолвные стоят, как манекены,
Хотя в ветвях вовсю струится сок.

И вот синицы первыми запели
В торжественном пришествии весны,
И ветер подхватил синичьи трели:
Поют деревья и поют ручьи.

Синеет небо, облака штрихами,
Мир расцветает солнечным лучом.
Бегут ручьи, бегут и убегают,
И жизнь бежит весенним ручьем.

Филмор Плэйс

(Дети называют свои предположения о возможном месте экскурсии.)

– Какое настроение создает услышанная музыка?

  1. Определение цели и задач урока.

– Что мы можем увидеть в парке? (учитель загадывает загадки про деревья, кустарники, травы и показывает их на экране проектора)

– Как одним словом можно назвать деревья. кустарники и травы?

– Что между ними общего и чем отличаются?

– Цель нашей экскурсии – собрать информацию про растения нашего края. Зачем нам нужна эта информация?

  1. Организация экскурсии. Деление класса на группы и распределение заданий.

– Но парк большой и растений в нем много. Как же мы сможем их изучить?

– Мы распределимся на группы и каждая получит свое задание. После экскурсии каждая группа систематизирует полученный материал и мы выпустим газету для нашей школы про растения родного края.

– Люди каких профессий участвуют в подготовке газеты?

– Вот и у нас будут фотокорреспонденты, исследователи, звукооператоры, писатели, экологи.

(Далее идет деление класса на группы путем жеребьевки – дети вынимают карточку с изображением или фотоаппарата, или микрофона, ручки, лупы и т. д.)

 – Что же необходимо для работы каждой группы?

– Оборудование и план.

– Каждая группа получает свое задание (на карточках)

Фотокорреспонденты:

  1. сфотографировать 5-7 видов растений;
  2. в справочной литературе узнать названия растений.

Исследователи:

  1. собрать листья и плоды 5-8 видов растений;
  2. в справочной литературе узнать названия растений.

Звукооператоры:

  1. сделать запись звуков городского парка весной.

Писатели:

  1. составить небольшой рассказ для описания весеннего парка;
  2. придумать или записать из детской литературы несколько загадок про растения нашего парка.

Экологи:

  1. провести исследование – нуждаются ли растения парка в экологической защите;
  2. что школьники могут сделать для защиты растений парка?

5. Повторение правил поведения в парке. (просмотр презентации)

ІІ. Экскурсия в парк.

В процессе экскурсии учитель корректирует работу каждой группы.

ІІІ. Обобщение и систематизация знаний.

По возвращении в класс дети группами оформляют собранный материал, пользуются справочной литературой. Группы свой материал (фотографии, листья, плоды, текстовые произведения, QR код на запись звуков) размещают на большом листе бумаги и оформляют газету.

IV. Подведение итогов.

  1. Презентация работы групп.
  2. Рефлексия.

– Вам нравится газета, которая у нас получилась? Что больше всего впечатляет?

– Как вы думаете, эта газета имеет значение для нашей школы? Какое?

– Чему учит наша газета?

– Какое место она займет в праздновании дня Земли?

– В классе выросло дерево. Но не обычное, а дерево знаний. Только оно еще без листочков, без цветов. Каждый, кто берет и клеит на дерево цветок, расскажет о том, что понравилось на уроке, о своих достижениях и знаниях. Те, кто считает, что на уроке было не интересно, приклеит на дерево листочек.

Эмблемы для групп

Загадки

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший —

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

Рядом растет он с березами, кленами.
Листья же осенью сбросит зелеными.
Ароматными гроздьями летом цветет.
Кто же кустарник тот назовет? (Сирень)

На лугу растёт она

Высока и зелена.

С лугом простится,

В сено превратится. (Трава)

Дерево знаний

Презентація до уроку>>>


Підготувала: Куча Светлана Юрьевна, учитель начальных классов Запорожского классического лицея г. Запорожья

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.