План-конспект уроку є дипломантом І ступеня Всеукраїнського конкурсу на кращий план-конспект уроків природничих дисциплін із елементами медіаграмотності для 1-11 класів у 2018/19 н.р. («Природознавство/інтегрований курс «Я досліджую світ»)
Тема урока: Растения родного края
Тип урока: урок-экскурсия
Цель урока: формирование исследовательских умений, овладение доступными способами познания предметов окружающей природы (наблюдение, систематизация, критическая оценка увиденного и услышанного, установление взаимосвязей в природе, анализ результатов);
формирование практических навыков понимания, анализа содержания медиа, способности создавать собственный медиа продукт и оценивать собственную медиа активность;
формирование информационно-коммуникативной компетентности, умения работать самостоятельно и в группе;
воспитание интереса к изучению природы родного края;
развитие ценностного отношения к природе и ее познанию.
Оборудование: плакат «22 апреля – день Земли», проектор, ноутбук, загадки и картинки-отгадки, музыкальная запись «Весна... Ф. Лист - Утешение - Ferenc Liszt», карточки с эмблемой и заданием для группы, презентация, рисунок дерева, цветов и листьев для рефлексии, фотоаппарат, ручки, блокноты, лупы, смартфоны.
Интернет ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8
Ход урока
І. Сообщение темы, цели и задач урока.
Скажем «Здравствуйте!» руками
Тому, кто сел за парту с вами (дети здороваются за руки)!
Скажем «Здравствуйте!» глазами
И улыбнемся вместе с нами (дети подмигивают друг другу)
Пожелать друзьям спешим
Здравствовать от всей души!
На экране проектора плакат «22 апреля – день Земли». Ученик дня (каждый день в классе выбирается ребенок, который готовит информацию по теме дня) читает сообщение интернет – энциклопедии.
- 22 апреля мы будем отмечать международный праздник – День Земли. День Земли – всемирное движение в защиту планеты как общего нашего Дома, объединяющее множество различных мероприятий и акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах хрупкой и уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и окружающего мира. Среди наиболее популярных мероприятий в деле защиты и благоустройства окружающей среды, проводимых в этот день в разных уголках нашей планеты, - это экологические выставки и фестивали, марафоны и конференции о природе, уборка улиц и территорий в городах, посадка деревьев и остановка автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, культурные акции и концерты…
- Сегодня мы начнем подготовку к этому празднику. А где мы побываем - вы сами сейчас определите. (Звучит «Весна... Ф. Лист - Утешение - Ferenc Liszt»)
Весенний парк встречает перемены,
И яблони, свой ожидая срок,
Безмолвные стоят, как манекены,
Хотя в ветвях вовсю струится сок.
И вот синицы первыми запели
В торжественном пришествии весны,
И ветер подхватил синичьи трели:
Поют деревья и поют ручьи.
Синеет небо, облака штрихами,
Мир расцветает солнечным лучом.
Бегут ручьи, бегут и убегают,
И жизнь бежит весенним ручьем.
Филмор Плэйс
(Дети называют свои предположения о возможном месте экскурсии.)
- Какое настроение создает услышанная музыка?
- Что мы можем увидеть в парке? (учитель загадывает загадки про деревья, кустарники, травы и показывает их на экране проектора)
- Как одним словом можно назвать деревья. кустарники и травы?
- Что между ними общего и чем отличаются?
- Цель нашей экскурсии – собрать информацию про растения нашего края. Зачем нам нужна эта информация?
- Но парк большой и растений в нем много. Как же мы сможем их изучить?
- Мы распределимся на группы и каждая получит свое задание. После экскурсии каждая группа систематизирует полученный материал и мы выпустим газету для нашей школы про растения родного края.
- Люди каких профессий участвуют в подготовке газеты?
- Вот и у нас будут фотокорреспонденты, исследователи, звукооператоры, писатели, экологи.
(Далее идет деление класса на группы путем жеребьевки – дети вынимают карточку с изображением или фотоаппарата, или микрофона, ручки, лупы и т. д.)
- Что же необходимо для работы каждой группы?
- Оборудование и план.
- Каждая группа получает свое задание (на карточках)
Фотокорреспонденты:
Исследователи:
Звукооператоры:
Писатели:
Экологи:
5. Повторение правил поведения в парке. (просмотр презентации)
ІІ. Экскурсия в парк.
В процессе экскурсии учитель корректирует работу каждой группы.
ІІІ. Обобщение и систематизация знаний.
По возвращении в класс дети группами оформляют собранный материал, пользуются справочной литературой. Группы свой материал (фотографии, листья, плоды, текстовые произведения, QR код на запись звуков) размещают на большом листе бумаги и оформляют газету.
IV. Подведение итогов.
- Вам нравится газета, которая у нас получилась? Что больше всего впечатляет?
- Как вы думаете, эта газета имеет значение для нашей школы? Какое?
- Чему учит наша газета?
- Какое место она займет в праздновании дня Земли?
- В классе выросло дерево. Но не обычное, а дерево знаний. Только оно еще без листочков, без цветов. Каждый, кто берет и клеит на дерево цветок, расскажет о том, что понравилось на уроке, о своих достижениях и знаниях. Те, кто считает, что на уроке было не интересно, приклеит на дерево листочек.
Эмблемы для групп
Загадки
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший —
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Рядом растет он с березами, кленами.
Листья же осенью сбросит зелеными.
Ароматными гроздьями летом цветет.
Кто же кустарник тот назовет? (Сирень)
На лугу растёт она
Высока и зелена.
С лугом простится,
В сено превратится. (Трава)
Дерево знаний
Підготувала: Куча Светлана Юрьевна, учитель начальных классов Запорожского классического лицея г. Запорожья