План-конспект уроку є дипломантом ІІІ ступеня Всеукраїнського конкурсу на кращий план-конспект уроків природничих дисциплін із елементами медіаграмотності для 1-11 класів у 2018/19 н.р. (Біологія).
Тема урока: Размножение и развитие растений. Обобщающий урок.
Цель: формировать биологические термины и понятия по данной теме, навыки при использовании материала по данной теме, работа над формированием социально-коммуникативной, практически-направленной компетентности;
развивать творческое мышление, самостоятельность, внимание; формировать навыки самостоятельной работы, анализа, обобщения, систематизации полученных знаний, интерес к предмету, самостоятельная работа при выполнении практической работы;
воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологическую компетентность, здоровый образ жизни.
Задачи: систематизировать, закрепить, отработать навыки, усвоить, провести практическую работу, проконтролировать уровень усвоения знаний по данной теме.
Тип урока: комбинированный, (в цикле: системно-обобщающий)
Методы: по познавательной деятельности – пояснительно иллюстративный, репродуктивний, эвристический (частично-поисковый);
методы, характеризующие мыслительные операции при усвоении учебного материала - индуктивный, синтеза и анализа, сравнения, обобщения, систематизации, системного анализа, сравнительный;
методы, обеспечивающие передачу учебной информации – словесные, наглядные, практические, иллюстративно-объяснительный;
методы контроля – фронтальные, групповые, индивидуальные, письменные, с применением компьютера и медиатехники, самопроверки, рефлексия.
Формы работы: видеоролик «Жизнь», фронтальная беседа, работа в парах с использованием рисунков, работа в группах с муляжами плодов, самостоятельная работа с самопроверкой на слайдах, работа с немыми схемами, рисунками, таблицей, устное заполнение таблицы, практическая работа «изготовление модели цветка», работа со схемами соцветий с самопроверкой со схемой «оплодотворение», задания «подумайте», «корзины соцветий», «найдите соответствие», «найди лишний плод», «закончи предложение», эмоционально-познавательные минутки, работа с кроссвордом, коллаж с последующим представлением.
Оборудование: видеоролик «Жизнь», презентация, индивидуальная карта опроса учащегося, рисунок «Строение цветка», схема «типы соцветий», рисунки «вегетативное размножение», «растения, занесенные в Красную книгу», модель цветка, муляжи плодов, схема «рост и развитие растений», задание «сочинения Незнайки», «подумайте», «корзины соцветий», «найдите соответствие», «найди лишний плод», «закончи предложение», смайлик, ватман, оборудование для выполнения коллажа «размножение и развитие растений, взаимоотношения с человеком», пословицы, поговорки, фразы о растениях, кроссворд.
ХОД УРОКА:
I Видеоролик «Жизнь» 2.33 - МОТИВАЦИЯ
ІІ Актуализация опорных знаний.
Слово учителя. По видеоролику: ПРИРОДА = РАЗВИТИЕ = РАЗМНОЖЕНИЕ.
Сообщение темы урока с помощью учащихся.
ИТОГ:
-------- СЛАЙД
ИТОГ:
(ЦВЕТОК)
Докажите!!!!!!!!
ІІІ. Усвоение материала и формирование умений и навыков.
САМОПРОВЕРКА
--------- СЛАЙД
Изготовление модели цветка (практическая работа).
Во время изготовления модели учитель читает вопрос:
Эмоционально-познавательная минутка.
Подумайте!!!!!!!!
Религии разных народов по-своему объясняли значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Считалось, что боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар, боги «спрятали» его в глубине венчиков.
А как яркую окраску венчиков в цветках и наличие нектара и соцветий объясните вы?
САМОПРОВЕРКА
----------- СЛАЙД
САМОПРОВЕРКА
------------ СЛАЙД
Выполнение П/Р «правильно составьте корзины соцветий».
ПОДАРОК присутствующим гостям.
ЗНАЧЕНИЕ ОКОЛОЦВЕТНИКА = ОПЫЛЕНИЕ.
Схема «типы опыления»
ИТОГ: --------- СЛАЙД
Открыл и описал двойное оплодотворение у цветковых растений
С. НАВАШИН (информация учащихся о нем).
Классификация, особенности строения (экзокарпий, мезокарпий, эндокарпий). Примеры.
Работа со схемой.
Фенология, биоритмы, сезонные явления.
Раскрытие цветка.
------------ СЛАЙД
Эмоционально-познавательная минутка.
Подумайте!!!!!!!!
Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по расписанию. Например, к 8 часам утра раскрывают корзинки оранжевые ноготки, а белые цветки душистого табака в это время закрыты, запаха нет. Чем объяснить такую разницу?
ІV. Контроль и рефлексия.
Содержательный итог урока: выполнение задания «Закончи предложение»
САМОПРОВЕРКА
------------- СЛАЙД
Красивая фраза о природе
Рефлексия – СМАЙЛИК.
Выставление оценок предполагается…...
Домашнее задание: повторить §16 – 26.
2 УРОК
(Работа в группах)
Рефлексия – учитель прикрепляет СМАЙЛИК на работу учащихся.
Домашнее задание: повторить §16 – 26.
Карточка учета работы на уроке ученика 6 - класса _____________________________
Задание №1. Подпишите строение цветка согласно схеме.
Количество баллов____________
Задание №2. Подпишите схемы соцветий.
1_________________________________
2_________________________________
3_________________________________
4_________________________________
Количество баллов_________
Задание №3. Найдите соответствие:
Количество баллов__
_________________
Задание №4. Закончите предложение:
Количество баллов __________________________
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ_______
Укладач: Васильджагаз Наталя Валентинівна, вчитель біології, спеціаліст вищої категорії, старший вчитель НВК «Гімназія-школа» № 27, м. Маріуполь