XI Международная научно-методическая конференция «Новые образовательные технологии в ВУЗе» (НОТВ-2014) Екатеринбург, 18-20 февраля 2014 года
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в XI Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в ВУЗе», которая проводится ФГАО ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» при поддержке и участии Министерства образования и науки Российской Федерации.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ
1. Нормативные, организационные и финансовые аспекты развития открытого образования и сетевого взаимодействия образовательных организаций, роль вузов в формирующейся глобальной системе он-лайн образования.
2. Развитие нормативной базы электронного обучения, обсуждение новых нормативных актов федерального уровня, формирование нормативных документов на уровне образовательной организации.
3. Организация работы профессиональных сообществ в области электронного обучения, объединение усилий образовательных организаций в области развития технологических и методических решений, построение эффективных моделей взаимодействия с бизнесом, производителями решений для сферы образования и образовательными стартапами.
4. Применение новых образовательных технологий, совершенствование методов электронного обучения и оценки результатов обучения, высокотехнологичные образовательные среды, проектное обучение.
5. Инфраструктура и информатизация образовательного процесса, технические средства обучения, организация территориальных центров доступа и центров совместного обучения (колернинговых центров).
РЕГЛАМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ
Основная работа проводится в течение трех дней – 18-20 февраля 2014 года в следующих форматах:
a. Пленарные доклады
b. Панельные дискуссии
c. Круглые столы
d. Стендовые доклады
17, 20 и 21 февраля 2014 года планируется проведение дополнительных мероприятий – семинаров, встреч, экскурсий, мастер-классов.
В течение всего периода работы конференции будет организована выставка решений для сферы образовательных технологий. Участие во всех основных мероприятиях конференции – бесплатное. Участие производителей и поставщиков решений в выставке обсуждается индивидуально, запрос необходимо отправить на адрес partner@urfu.ru.
УЧАСТИЕ
Для участия в конференции необходимо в период с 15.01.2014 по 31.01.2014 прислать заявку через регистрационную форму на сайте конференции http://notv.urfu.ru или по адресу notv@urfu.ru.
При регистрации необходимо указать перечень круглых столов, в которых планируется принять участие. Участникам круглых столов рекомендуется до 10.02.2014 прислать тезисы выступления на круглом столе для размещения на сайте конференции.
Зарегистрированные участники могут подать заявку на организацию мастер-класса, для проведения которого будут предоставлены необходимые аудитории и оборудование. Регистрация слушателей мастер-классов начнется с 10.02.2014.
Желающие принять участие в проектной сессии по разработке Программы развития электронного образования в России должны подать заявку и внести предварительные предложения в программу до 10.02.2014.
Для участия в работе секций и публикации докладов на сайте и в электронном сборнике материалов конференции, который будет зарегистрирован как электронное издание, необходимо прислать материалы доклада до 03.02.2014. Материалы пересылаются в виде файла в формате Microsoft Word (.doc или .docx), содержащем последовательно название доклада, список авторов с контактными данными (например, Иванов И.И., к.т.н., доцент, i.i.ivanov@urfu.ru; Петров П.П., …), название организации, город, аннотацию на русском языке, название доклада, список авторов и аннотацию на английском языке, текст доклада с рисунками, имеющими подрисуночные надписи, библиографический список и ссылки. Дополнительно могут быть представлены образцы образовательных ресурсов и демонстрационные версии программных продуктов (общий объём до 100 Мб) для размещения на электронном носителе, который будет выдан всем очным участникам конференции. Оргкомитет на основе анализа материалов вправе предложить автору принять участие в круглом столе или сделать пленарный доклад, а также оставляет за собой право отклонить материалы.
Работа ключевых мероприятий НОТВ-2014 будет транслироваться в сеть Интернет на сайте конференции http://notv.urfu.ru, видеозапись будет доступна после окончания конференции. Регистрация участников в качестве очных или он-лайн слушателей обязательна и будет продолжаться до 10.02.2014.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Город Екатеринбург, ул. Мира, 19, Главный учебный корпус ФГАУО ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».
КОНТАКТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
По всем интересующим вопросам можно обращаться в оргкомитет по адресу notv@urfu.ru или по контактному телефону +7 (343) 375-97-35. Информация по вариантам проживания будет предоставлена после 20.01.2014 на сайте конференции http://notv.urfu.ru.
АННОТАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Панельная дискуссия «Образование будущего – есть ли место формальному обучению?»
Феномен резкого роста интереса к массовым открытым он-лайн курсам (MOOC), по мнению многих экспертов, ознаменовал собой начало нового этапа в развитии системы образования. MOOC, являясь лишь первой технологией в нарастающей волне технологических инноваций в образовательной сфере, обеспечила беспрецедентный до этого уровень доступности образования. Остался до сих пор открытым вопрос – станет ли обучение с использованием открытых курсов и высокотехнологичных образовательных сред частью существующей системы формального образования, либо будет формироваться новая система неформального образования, постепенно вытесняющая традиционные вузы. Этот вопрос особенно актуален для России, где граница между формальным и неформальным образованием определяется существованием государственного диплома и множеством нормативных актов, регламентирующих процесс обучения.
Панельная дискуссия «Инженерия будущего - новые вызовы перед системой образования»
Традиционные инженеры и инженеры будущего – сходство и различия. Кем и как делается современная инженерия. Есть ли место инженерии будущего в Уральском регионе? Инновационный характер развития экономики региона, ориентация промышленности на постоянные инновации требует перестройки системы инженерного образования, в основе которой широкая интеграция с мировыми ведущими образовательными центрами, изменение содержания, методов и технологий обучения.
Проектная сессия «Программа развития электронного образования в России»
Формирование и реализация Программы нацелена на ускорение развития электронного обучения в России за счет установления приоритетов государственной политики по развитию электронного обучения, модернизации законодательной и нормативной базы, интенсификации взаимодействия образовательных организаций и бизнеса в области развития электронного обучения, повышения уровня доверия населения и бизнеса к электронному обучению. В рамках проектной сессии предлагается на основе проекта Программы сформировать предложения профессионального сообщества по плану мероприятий программы. Работа в рамках проектной сессии будет распределена по следующим группам: модернизация нормативной базы всех уровней; привлечение бюджетных средств и инвестиций в развитие электронного обучения; интенсификация взаимодействия между образовательными организациями; интеграция российского образования в международное образовательное пространство; поиск, создание и распространение прорывных разработок в области электронного обучения.
Круглый стол «Сетевое взаимодействие университетов»
Взаимодействие между образовательными организациями в области электронного обучения может не только снизить затраты на разработку локальной нормативно-методической базы, электронных образовательных ресурсов, технологических решений, но и расширить образовательные возможности для студентов и слушателей за счет применения виртуальной академической мобильности. Создание сетей образовательных организаций и развитие сетевой формы реализации образовательных программ является одним из самых ожидаемых изменений в системе российского образования, однако для того, чтобы такие сети стали эффективными необходимо решение массы вопросов организационного, финансового, а в случае электронного обучения и технического характера. В рамках круглого стола предлагается обсудить основные вопросы межвузовского взаимодействия, поделиться опытом и планами по созданию сетей образовательных организацией, сформировать общее видение подходов и рекомендаций к организации взаимодействия, обеспечивающих беспрепятственное взаимодействие между сетями в области электронного обучения.
Круглый стол «Внутренние и внешние барьеры развития электронного обучения в вузе»
В феврале 2014 года ожидается принятие Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Многие нормативные документы, затрагивающие вопросы применения электронного обучения, лицензирования и аккредитации образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения, уже приняты МОН. В рамках круглого стола предлагается обсудить следующие вопросы: Сняли ли эти изменения основные барьеры развития электронного обучения? Какие особенности необходимо учитывать при формировании нормативной базы вуза в новых условиях? Какие на самом деле существуют барьеры в самих образовательных организациях к развитию электронного обучения? Как мотивировать преподавателей к созданию и поддержке качественного контента? Как построить внутри вуза финансовые схемы, ориентированные на развитие электронного обучения и открытого образования?
Круглый стол «Новые образовательные технологи и методы оценки результатов обучения»
Одной из самых сложных и важных задач в области развития образовательных технологий остается оценка результатов обучения. В условиях развития электронного обучения возрастает роль методов, обеспечивающих сокращение трудозатрат преподавателей по проверке работ обучающихся, по оценке результатов путем индивидуального контакта. На первое место выходят методы взаимной оценки, методы оценки, интегрированной в проектное обучение, методов, реализуемых в рамках технологически сложных сред обучения (тренажеров, симуляторов, сред совместной работы). В рамках круглого стола предлагается обсудить вопросы развития методов оценки, формирования общих требований к ним, а также формирование требований к качеству электронного обучения (при лицензировании и аккредитации) через применение соответствующих методов оценки результатов обучения.
Круглый стол «Признание результатов открытого электронного обучения»
Освоение обучающимися массовых открытых он-лайн курсов и электронных курсов, реализуемых другими образовательными организациями влечет за собой необходимость формирования подходов к оценке качества таких курсов и последующего признания результатов обучения по ним. Основой подхода в признании помимо достижения необходимого уровня доверия между образовательными организациями может быть формирование единого подхода, основанного на открытости методов оценки результатов обучения и портфолио образовательных достижений обучающихся. В раках круглого стола предлагается обсудить общие вопросы признания результатов обучения по массовым открытым он-лайн курсам, модели взаимодействия с провайдерами таких курсов, включая лидирующие мировые площадки открытого обучения, а также практические вопросы передачи информации между образовательными организациями, необходимой для упрощения признания результатов обучения.
Круглый стол «Модели реализации инновационных проектов в образовании – возможна ли совместная работа сообщества вузов и производителей решений?»
При бурном росте объема инвестиций в технологические инновации в сфере образования степень вовлеченности российских вузов в формирование методологической основы инноваций остается крайне низкой. Фактически вузы вынуждены приспосабливать решения, созданные для бизнес-образования, либо для стартапов в области открытого образования, решая при этом часто на порядок более сложные образовательные задачи, по сравнению с теми, для которых решения создавались. Ведение заказной разработки или разработки своими силами становится очень дорогим для отдельно взятого вуза, а сроки разработки инновационных решений существенно превышают сроки развития стартапов вне системы формального образования. В рамках круглого стола предлагается обсудить модели совместной реализации инновационных проектов несколькими образовательными организациями, формирование совокупного заказа на инновационные решения от сообщества вузов к поставщикам и производителям, модели создания инновационных компаний и поддержки стартапов со стороны вузов, модели развития открытых систем и решений, использование краудсорсинга при формировании и оценки идей инновационных проектов. Одним из обсуждаемых вопросов станет защита интеллектуальной собственности в условиях открытого обсуждения идей на ранних стадиях проекта. Продолжением круглого стола станет представление инновационных решений в области образования (информационных сервисов и платформ, технических средств обучения, образовательных ресурсов) представителями вузов и производителей решений с получением обратной связи от профессионального сообщества.
Круглый стол «Профессиональные сообщества и обмен лучшими практиками в области образовательных технологий»
Внутренняя потребность в формировании профессиональных сообществ в области электронного обучения назрела давно, но она нашла реализацию в основном пока в виде формирования сообществ в социальных сетях. Такие сообщества обладают огромным потенциалом для ускорения развития электронного обучения в России, однако для конструктивной работы необходимо изменения моделей взаимодействия, выстраивание диалога с Министерством образования и науки РФ, создание инфраструктурных решений, обеспечивающих формирование баз знаний в области образовательных технологий. В рамках круглого стола предлагается обсудить возможные модели организации работы сообществ, использование инструментов бенчмаркинга и обмена опытом в области электронного обучения, продемонстрировать достигнутые результаты работы сформировавшихся сообществ. Будут представлены и обсуждены итоговые результаты первого этапа мониторинга уровня развития электронного обучения в вузах России и формирования базы лучших практик, определены перспективы развития проекта.