Учебный модуль «Как создать школьную газету». Часть 1

1 Что такое школьная газета

1.1. Нужна ли регистрация школьной газеты, как печатного СМИ?

 

1.2. Нужна ли регистрация сайта школьной газеты, как электронного СМИ?

2 Цель создания школьной газеты

3 Виды школьных газет

4 Целевая аудитория газеты

5 Как мы определяем, что хочет читать целевая аудитория школьной газеты

6 Система выпуска школьной газеты

7 Схема редакции школьной газеты

8 Содержание (контент) школьной газеты

8.1. Жанры школьной газеты

8.2. Рубрики школьной газеты

8.3. Источники новостей для школьной газеты

8.4. Как планировать основную тему выпуска газеты

8.5. Как привлечь родителей для авторства в школьной газете

8.6. Как привлечь учеников к созданию школьной газеты

8.7. Кто из учителей может принимать участие в создании газеты

8.8. Формализация процесса работы школьной газеты

9 Источники финансирования школьной газеты

Для кого это методическое пособие

Для учителей и всех тех, кто хочет выпускать или уже выпускает школьную газету.

В октябре 2012 года Академия украинской прессы провела в Днепропетровске тренинг «Как создать школьную газету». Ни до этого тренинга, ни после – я не видел такого количества людей с горящими глазами и желанием сделать хорошую газету. Надеюсь, что издатели в Украине, как их российские коллеги (в некоторых регионах) сумеют реализовать программу WAN/IFRA «Газета в образовании» (1). Это методическое пособие - попытка посильной помощи вам, коллеги, которые, в большинстве случаев, бесплатно и в свободное от работы время, только на собственном энтузиазме растите для нас читателей и журналистов. Низкий вам за это поклон и огромное спасибо.

Автор модуля Сергей Чернявський

1. Что такое школьная газета

Вначале рассмотрим версии, что такое газета:

Слово «газета» произошло от названия мелкой венецианской серебряной монеты- итал. gazzetta (гасета). В XVI капитанов кораблей, которые продавали и покупали товары, интересовали различные сведения о политических событиях, ценах на товары, движение кораблей и т.п. Распространять такую информацию, взяло на себя специальное бюро, у которого был цех «писателей новостей». Цех выпускал рукописный листок, в котором сообщались новости. Листок продавался за мелкую монету - гадзетту (2).

В английском варианте газета звучит, как newspaper. Что можно перевести, как новости/бумага.

Газеты — это органы прессы, имеющие постоянное название, издающиеся через определенные промежутки времени (по крайней мере, раз в месяц), не повторяются содержательно и оформлены в одном стиле (3).

Следует отметить, что в мире нет единого четкого определения, что такое газета и что такое журнал, а так же в чем их различие. В бумаге скажет, кто–то. Но бумага и у газет бывает мелованная. В формате, можете подумать вы. Но тенденции выпуска газет приводят к уменьшению формата до А4. В форме подачи материала - но и здесь стираются все границы, как собственно и в верстке. Остается только сказать, что нет пока ежедневных журналов. В общем все те определения, которые вы можете прочитать в Википедии, открытых источниках или книгах будут либо определениями принятыми в СССР, либо в других странах мира. Даже Всемирная новостная и газетная ассоциация (WAN/IFRA) (4) не дает четкого разделения, что можно считать газетой и что такое журналом.

В Украине нет официально утвержденного классификатора прессы. Единственный существующий классификатор прессы, был разработан Украинской ассоциацией издателей периодической прессы (УАИПП) (5). Данный классификатор используется сейчас частью издателей в Украине для исследований читательской аудитории.

Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» (6) тоже не дает определения, что такое газета, журнал или издание. Единственный закон, который дает разъяснение о том, что такое издание, это Закон Украины «Об издательском деле»: "издание - произведение (документ), прошедшее редакционно-издательскую обработку, изготовлено печатанием, тиснением или другим способом, содержит информацию, предназначенную для распространения, и соответствует требованиям государственных стандартов, других нормативно-правовых актов по издательскому оформлению, полиграфическому и техническому выполнению" (7).

Исходя из вышеизложенного будем считать, что:

ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА – это набор новостей и статей/рассказов, которые прошли редакционную обработку и предназначены для чтения школьниками;

ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА может распространяться для чтения школьниками на бумаге (стенгазета/печатный вариант) или электронном виде (интернетверсия, в формате pdf).

1.1. Нужна ли регистрация школьной газеты, как печатного СМИ?

В Украине печатные издания, имеющие периодичность выхода более 1 раза в год, согласно Закона «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», должны проходить государственную регистрацию в Министерстве юстиции (национальные и региональные (две или больше области) или в областных управлениях юстиции (местной сферы распространения). Подробнее об этом на сайте Министерства юстиции Украины (8).

В том случае, если ваше издание будет:

1) печататься в типографии

2) распространяться по подписке с помощью почтальонов и информация о нем будет находится в подписном каталоге Укрпочты (местные издания) или каталоге ГП «Пресса» (национальные и региональные издания)

от вас могут потребовать свидетельство о регистрации печатного СМИ.

 

1.2. Нужна ли регистрация школьной газеты, как электронного СМИ?

В Украине пока не разработаны законы и нормативные акты, которые бы регламентировали работу электронных СМИ (интернетмедиа). В том числе и распространение школьной газеты в интернете.

Что указывать в выходных данных школьной газеты?

Выходные данные печатной школьной газеты это своеобразный паспорт издания. Если ваше издание не имеет свидетельства о регистрации печатного СМИ или распространяется в электронном виде, то вы можете указывать любые из пунктов перечисленных ниже, либо самостоятельно принять решение, о том, что указывать в выходных данных.

Согласно ст.32. Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» "в каждом выпуске печатного средства массовой информации должны содержаться следующие исходные данные: 
1) название издания; 
2) учредитель (соучредители); 
3) фамилия и инициалы редактора (главного редактора); 
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет; 
5) индекс издания, распространяемого по подписке; 
6) тираж; 
7) цена или пометка "Бесплатно"; 
8) адреса редакции, издателя, типографии; 
9) серия, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации;
10) издатель (соиздатели). Распространение продукции печатного средства массовой информации без выходных данных запрещается"
.

В то же время, рекомендуем указывать в выходных данных:

  • Дату или месяц выхода;
  • Номер издания;
  • Главного редактора/редактора – фамилию и имя;
  • Журналистов/корреспондентов – фамилии, имя, класс;
  • Тираж (если нужно);
  • Периодичность выхода;
  • Распространение платно/бесплатно;
  • Учредителя (школа №… или класс №);
  • Адрес редакции для писем/электронных писем (это важно для обратной связи с нашими читателями);
  • Сайт и/или группу вконтакте/фейсбуке/одноклассниках.

Возле названия газеты, которое обычно располагается вверху первой полосы, повторяют большинство выходных данных:

  • Периодичность;
  • Дату основания газеты;
  • Распространение платно/бесплатно. При этом лучше указывать рекомендуемую стоимость к продаже;
  • Награды и достижения, если есть;
  • Кто является учредителем газеты;
  • Сайт или группу в соцсетях.

2. Цель создания школьной газеты

Мы начали семинар «Как создать школьную газету» с рассмотрения очень простого, почти детского вопроса: «Цель создания школьной газеты». А если газета уже издается, то можно перефразировать - зачем выходит школьная газета? Или зачем мы выпускаем школьную газету?

Задайте сами себе вопрос, зачем мы выпускаем школьную газету.

На семинаре прозвучали следующие варианты цели создания школьной газеты:

  • Развлечение;
  • Актуальность информации;
  • Просветительская;
  • Грамотно научить автора/авторов высказываться;
  • Освещение в газете школьной жизни;
  • Формирование собственного мнения у автора или читателя.

Вот еще задачи, которые ставятся перед школьной газетой:

  • Создание школьного сообщества: ученики, педагоги, родители;
  • Формирование мировоззрения у учащихся;
  • Воспитание медиавкуса;
  • Формирование коммуникативных умений и навыков, умения работать с информацией;
  • Информирование о событиях с жизни школы (9).

Любая из этих целей имеет право на жизнь. Но хочется обратить внимание коллег на следующее. Самая большая ошибка журналистики заключается в том, что журналисты/редактора или главный редактор думают, что знают, что хочет читать читатель. Ошибка, распространенная при работе со взрослой аудиторией. Ошибку, которую можно исправить или исследованиями читательской аудитории, или постоянными встречами с читателями. Лучше, когда у нас присутствуют разные формы обратной связи с читателями. Письма бумажные и электронные, исследования аудитории и встречи с читателями. Но это взрослая аудитория. А что же делать с молодой растущей аудиторией, которая как губка впитывает окружающий мир?

Перед школьными газетами не ставятся цели стать окупаемыми или прибыльными, как это происходит в части украинских проектов. Не ставится цель стать инструментом защиты чьих-то интересов и как следствие формирования мнения.

Тогда с какой же целью создается школьная газета?

Цель школьной газеты - давать актуальную, интересную, полезную информацию для школьника, в удобное время, в удобном месте.

При этом цели у школьников и учителей, участвующих в выпуске школьной газеты, могут быть разными. И цели школьников участвующих в выпуске школьной газеты лучше спросить у них самих.

А вот, например, какие цели программы «Газета в образовании» ставились организаторами проекта в Барнауле (1).

 

Для учителей:

  • получение актуального и своевременного учебного и информационного материала, который можно использовать в качестве иллюстраций и дополнений к школьным учебникам (география, новейшая история, краеведение);
  • модернизация учебных программ с включением регионального компонента;
  • обновление учебного материала;
  • нестандартная форма преподавания предмета.

 

Для учеников:

  • приобретение знаний о реальной жизни и аналитических навыков через креативную форму;
  • возможность высказать свою точку зрения большей аудитории, в том числе и через СМИ;
  • интересная и нестандартная учёба.

 

Для газеты:

  • увеличение тиража;
  • «омоложение» читателя;
  • формирование будущей лояльной аудитории.

 

3. Виды школьной газеты

Мы можем рассматривать несколько типов школьных газет: 
a) Печатная газета; 
b) Стенгазета; 
c) Электронная газета

Печатная школьная газета

Печатные газеты чаще всего отличаются по следующим параметрам: формат, периодичность выхода, способ распространения, место/регион распространения, цветность.

Самым распространенным форматом в печатной взрослой прессе является А3. Он пришел на смену формату А2. Связано это с тем, что удобней читать газету меньшего формата, например, в городском транспорте, на работе, дома.

Наиболее распространенным форматом для школьной газеты является формат А4. Он удобен для чтения, хорошо помещается в папку, рюкзак, портфель.

Периодичность выхода газет бывает следующей: 
Ежедневная - согласно спецификации WAN/IFRA является газета выходящая не менее четырех раз в неделю. Эксперты в России считают ежедневной газетой - газету, которая выходит не менее трех раз в неделю; 
Еженедельная – выходящая менее 4 раз в неделю, но чаще чем 2 раза в месяц; 
Ежемесячная – не более 2 раз в месяц и не реже 1 раз в два месяца.

Все остальные газеты выходят с периодичностью раз в квартал, полгода или год.

Наиболее распространенной периодичностью для школьных газет являются ежемесячные издания.

Способ распространения - платный или бесплатный.

Чаще всего в школах печатные газеты распространяются бесплатно.

Возможны еще различия по языку, специализации, дню выхода, цветности и т.д.

Преимущества: тактильные (можно держать в руках); возможность оставить на память; медленное чтение (9).

Главное преимущества для взрослого издателя – школьная газета растит молодую аудиторию, привыкающую читать.

Стенгазета или настенная газета может выполняться на бумаге размера от А2 до А4 (10).

Для создания газеты достаточно карандашей, фломастеров, красок. Отличительной особенностью газеты является то, что она публикует рукописи авторов, т.е. заметки, которые школьники, учителя, родители писали на бумаге. В газету вклеиваются сделанные самостоятельно или вырезанные фото. Располагается обычно в холле школы.

Преимущества: простота при изготовлении; не требуется компьютера, интернета, умения верстать.

Недостатки: ограниченный круг читателей; неудобный формат для распространения.

Электронная школьная газета.

Может быть выполнена сразу в нескольких форматах: 
а) копия печатной версии школьной газеты в формате pdf; 
б) в виде портала/сайта или раздела на сайте школы; 
в) в виде группы в социальной сети: одноклассники, фейсбук, Вконтакте.

Преимущества:

  • оперативность;
  • возможность расширения круга читателей;
  • печатная газета имеет два ограничения: по количеству публикаций и их размеру, а также по срокам сдачи в печать. А материалы/фотографии на сайте или в социальной сети могут публиковаться в любом количестве и любого размера. Но дедлайн (последний срок сдачи) материала все равно должен быть;
  • менее затратна в производстве;
  • возможно выложить видео/звук, ссылки на интересные ресурсы.Учениками школы может издаваться школьная газета класса, т.е. газета, которую выпускают ученики одного класса.

 

4. Целевая аудитория школьной газеты

Целевая аудитория газеты – группа читателей газеты, на которую сфокусировано содержание издания. Это круг читателей, заинтересованных в информации, товарах или услугах, представленных в газете или журнале.

Целевая аудитория газет может быть определена не только перечисленными выше параметрами или специализацией класса. Целевая аудитория еще может зависить от самого вида школьной газеты, который мы рассматривала в разделе 3.

Выделение целевой аудитории позволяет точнее направить информационное или рекламное воздействие и, как следствие, ведет к развитию бизнеса (увеличению продаж товаров или услуг). Любое издание имеет кроме целевой аудитории еще и случайную аудиторию. Это те читатели, которых привлек один-два заголовка или новости в вашем издании.

В маркетинге целевую аудиторию принято делить на первичную и вторичную. Первичная аудитория – это аудитория, заинтересованная в получении и чтении газеты. Вторичная – эта аудитория, имеющая схожие данные с первичной (возраст, пол, месту учебы, жительства), но которая не будет специально искать/покупать газету.

Однозначно, что целевой аудиторией школьной газеты являются школьники. Это также верно, как то, что целевой аудиторией женских журналов являются женщины, а спортивных изданий – мужчины. Да, могут быть исключения, когда женский журнал читает мужчина, а спортивную газету – женщина. Но не надо делать из школьной газеты издание, которое ориентировано на родителей или учителей/завуча/директора школы. Помните, вы делаете, а точнее помогаете делать газету ТОЛЬКО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. Для школьников вашей школы.

5. Как мы определяем, что хочет читать целевая аудитория школьной газеты

Уже сейчас взрослые газеты и издания, а также интернет-порталы предпочитают выделять ядро читательской аудитории для того, что бы понимать, какие темы интересны, какая информация может быть полезна для данной аудитории. Термин, используемый в начале 2000-х годов: нас читают все, можно перевести сейчас как: нас никто не читает.

Целевая аудитория взрослых газет и журналов обычно разделяется на: пол, возраст, место жительства, финансовый статус, социальный статус. Для рекламодателей принято показывать в презентациях уровень дохода читателя.

Дополнительными параметрами можно считать: семейное положение, образование, занятость, а также специализированные данные, важные для направленности материалов и позиционирования издания. Образование в этом случае является дополнительным критерием. Более серьезные исследования дают психографическую характеристику читателя. В том числе, данные о хобби, увлечениях, способах проводить свободное время. Является ли читатель консерватором, новатором и т.д.

Для получения данных о предпочтениях в чтении для целевой аудитории, используют различные способы сбора информации. Такие как: анкетирование, опросы (по телефону или лицом к лицу (Face to face).

Компания TNS Украина предоставила данные опроса подростков в возрасте от 12 до 16 лет в Юго-Восточном регионе Украины, проведенного в 2012 году, о предпочтениях чтения рубрик в газетах и журналах (табл.1).

Survey: MMI Украина ' 2012/1 + 2012/2 (TNS)

Universe ('000): 16 077,8840

Target Base: All people

Target Base Size ('000): 16 077,8840

Target Group: Регион.Юго-Восток

Табл.№1

Предпочтение тем и рубрик в газетах и журнала wTotal wSample wAffinity Row % Weighted Col % Weighted
Total 147261 92 100 5,9 100
Юмор, анекдоты, комиксы 67944 42 139 8,2 46,1
Кроссворды, сканворды, ребусы 51182 32 105 6,2 34,8
Гороскопы, астрологические прогнозы 50038 31 136 8,1 34
Мода, одежда 44226 28 161 9,5 30
Хит-парады, музыкальные обозрения 43429 27 345 20,4 29,5
Косметика, парфюмерия, прически 36268 23 160 9,5 24,6
Программа телепередач 28730 18 62 3,7 19,5
Кулинария, рецепты 27793 17 74 4,4 18,9
Светская хроника, статьи о знаменито-стях 27762 17 105 6,2 18,9
Кино, видео обозрения 24261 15 133 7,8 16,5
Здоровье, методы лечения, рецепты 23069 14 70 4,2 15,7
Авто-, мото- обозрения 22122 14 115 6,8 15
Домашние животные 21017 13 172 10,2 14,3
Криминальная хроника 20531 13 54 3,2 13,9
Городские новости, события 18229 11 34 2 12,4
Путешествия и отдых 18123 11 98 5,8 12,3
Спортивные новости, обозрения 14066 9 69 4,1 9,6
Техника, электроника, связь 11213 7 122 7,2 7,6
Семья, дети 9752 6 41 2,4 6,6
Культура (литература, театр, искусство) 9751 6 92 5,4 6,6
Дача, сад, огород 9485 6 43 2,5 6,4
Политические события в Украине 8115 5 17 1 5,5
Исторические обзоры 7910 5 52 3,1 5,4
Ремонт, обустройство жилья 7837 5 44 2,6 5,3
Проведение досуга 6634 4 64 3,8 4,5
Социальные проблемы 6634 4 28 1,6 4,5
Политические международные события 6356 4 24 1,4 4,3
Сексуальные отношения, эротика 4956 3 36 2,1 3,4
Политические события в России 4620 3 17 1 3,1
Недвижимость: покупка, продажа, аренда, новости 3317 2 37 2,2 2,3
Экономика, бизнес, финансы 1659 1 16 0,9 1,1

wSample - количество человек в выборке;

wTotal - количество человек (в тысячах);

Col%W - процентная доля опрошенных респондентов в группе,

определяемой по названию колонки;

Row%W- процентная доля опрошенных респондентов в группе, определяемой по названию строки;

wAffinity - отношение доли потребителей в рассматриваемой группе к доле потребителей этого продукта (услуги) во всем населении.

Что же делать при выпуске школьной газеты, если данные исследований покажут нам, что подростки в возрасте от 12 до 16 лет хотят читать юмор, гороскопы, знать о моде, жизни звезд и т.д.?

Давайте упростим задачу по целевой аудитории школьной газеты. В результате мы получим, что основными характеристики для целевой аудитории школьной газеты, являются: пол, возраст, место учебы и место жительства.

В Советском Союзе школьную аудиторию было принято делить на три возраста: младший школьный, средний школьный и старший школьный.

Согласно статье 36 Закона Украины «Об образовании» "Основным видом средних учебных заведений является средняя общеобразовательная школа трех ступеней: первая - начальная школа, обеспечивающая начальное общее образование, второй - основная школа, обеспечивающая базовое общее среднее образование, третий - старшая школа, обеспечивающая полное среднее образование" (11).

Обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести- или семилетнего возраста. При этом срок получения полного общего среднего образования составляет 11 лет, в том числе в общеобразовательных учебных учреждениях:1-й ступени (начальная школа) - четыре года; 2-й ступени (основная школа) - пять лет; 3-й ступени (старшая школа, как правило, с профильным направлением обучения) - два года.

На тренинге в Днепропетровске прозвучал совершенно правильный вопрос: «Как сделать, что бы нашу школьную газету читали школьники?».

Первая часть ответа находится в определении цели создания школьной газеты.

Вторая часть – в определении целевой аудитории школьной газеты.

Третья часть ответа – в понимании того, какая информация интересна данной аудитории. И каким образом наша аудитория ее лучше всего воспримет

В условиях увеличившегося информационного потока лучше рассматривать каждый класс с 1 по 11 как отдельную целевую аудиторию. Считаю, что сделать газету интересную всем с 1 по 11 класс практически невозможно. По одной простой причине интересы и увлечения детей в возрасте 6-7 лет и подростков в возрасте 15-17 лет кардинально отличаются друг от друга.

Считаю, что актуальной является подача информации с разницей в возрасте аудитории в 1 год, а правильнее класс. Но если это сложно, то упростив можно создать школьную газету для аудитории в два класса. Т.е. ученики 1-2 класса должны иметь совершенно другое издание по информационному наполнению, чем ученики 3-4 класса.

Считаем правильным разделить целевую аудиторию по возрасту, а для удобства по классам (табл. №2):

Табл. №2

Целевая аудитория Класс
Начальная школа 1 2
Начальная школа 3 4
Основная школа 5 6
Основная школа 7 8
Старшая школа 9 10
Старшая школа 11

Если не удается разбить на 6 вариантов выпуск школьной газеты, остается рекомендовать выпуск издания, хотя бы для трех разных аудиторий.

В любом случае перед выпуском изданий мы должны провести анкетирование или опрос по рубрикам и темах для чтения среди наших читателей-школьников. С помощью социальных сетей это сделать для старшеклассников значительно легче.

Можно также выпускать газету отдельно для мальчиков и девочек.

Отдельно надо сказать о специализированных школьных газетах. Подобно взрослым изданиям эти виды школьных газет можно разделить по более узкой целевой аудитории:

Например, школьная газета посвященная математике или физике с одной стороны сузит целевую аудиторию, а с другой, может позволить охватить разный возраст читателей. Если вы хотите разместить общую информацию, например, о победителях олимпиады или каких-либо конкурсах, то это должна быть отдельная рубрика или раздел на полосе/странице в специализированной газете. Также и печатный формат спецгазеты или спецвыпуска может быть выполнен в уникальном/необычном варианте. О рубриках школьной газеты далее в специальном разделе.

6. Система выпуска школьной газеты

Очень легко выпустить газету один раз. Но вот обеспечить постоянный выход издания интересного нашему читателю это процесс требующий определенной системы (табл. №3).

Табл. №3

Этапы Печатная газета Электронная газета
1 Идея о создании школьной газеты  
2 Определение цели  
3 Определение целевой аудитории  
4 Выбор формата. Способа распространения Выбор движка на сайт, программирование
5 Создание рубрикатора в газете Создание разделов на сайте
6 Выработка и описание основных положений о редакционной политике  
7 Объявление о наборе редакции в классе/школе  
8 Набор редакции из учеников/родителей  
9 Выбор наименования/названия газеты или сайта  
10 Печатная версия может регистрировать группу в соцсети Регистрация сайта или группы в соцсети
11 Разработка дизайна Использование существующего дизайна
12 Определение ответственных учеников/учителей/родителей за каждую рубрику на первый номер  
13 Мозговой штурм по идеям и темам  
14 Определение жанра/формата подачи темы, размера материла и срока сдачи  
15 Сбор информации и написание материалов. Подготовка иллюстраций (фото, рисунки, таблицы, диаграммы)  
16 Сдача материала редактору  
17 Редактирование  
18 Корректирование  
19 Верстка  
20 Корректирование  
21 Внесение правок на верстке  
22 Печать  
23 Распространение Выкладка материалов на сайт или группу в социальных сетях и обсуждение
24 Обсуждение первого номера. Обратная связь с читателями  

Следует отметить, что в газетах, после сдачи материала журналист/корреспондент получают новое редакционное задание.

7. Схема редакции школьной газеты

Перед тем как перейти к схеме редакции школьной газеты рассмотрим, кто может быть автором школьной газеты.

Авторами школьной газеты могут быть: ученики школы, учителя, родители. В процессе создания школьной газеты чаще всего заинтересованы учителя. Помня, что «ученик – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который нужно наполнить», учитель привлекает к процессу создания газеты учеников и их родителей.

Что еще необходимо отметить. Успех газеты зависит от качества материала в издании и оформлении (верстке) этого материала для читателя.

Если нет качественного продукта, т.е. информации/статей, интересных аудитории, и некачественная верстка, то все усилия по продвижению издания и продажи его в сетях и рекламодателям обречены.

Вот один из распространенных вариантов структурной схемы взрослой газеты (рис. 1):

 

Отметим, что главный редактор отвечает только за содержание и оформление контента. Все остальные коммерческие вопросы уже решают руководители подразделений. Их подчиненные на рис. №1 отсутствуют. Руководит всем процессом директор газеты.

В случае со школьной газетой можно рассматривать упрошенный вариант структурной схемы редакции (рис. №2). 

В большинстве случаев главные редакторы школьных газет – учителя или завучи, т.е. взрослые люди. Это логично, поскольку надо планировать номер и материалы в рубрику, корректировать и где-то сильно, а где-то нет, редактировать поступающие материалы.

Таким образом, в процессе создания школьной газеты участвуют от 6 до 12 учеников (в зависимости от количества рубрик) и 4 учителя, плюс неограниченное количество родителей и сочувствующих. Кстати, история выпуска школьной газеты знает немало примеров, когда газету выпускали один учитель и один ученик.

А вот как описывает структуру школьной газеты Марина Осюхина, руководитель кружка юнных журналистов из Сум: Важным шагом в создании газеты является распределение обязанностей и должностей среди юнкоров. Одно из занятий следует посвятить структуре редакции, внедрению редакционной политики и структуры редакции. Организация настоящей редакции обеспечит создание качественной газеты. Присвоение «портфелей» придаст ученикам ответственности, организованности и ощущение приближения к настоящей профессиональной редакции. Структурирование редакции отличается от элементов деловой игры, которую учителя практикуют уроках, поскольку полностью имитирует профессиональную деятельность. С первых занятий следует учить юнкоров профессиональной ответственности.

В работе кружка следует использовать как педагогические методы, так и профессиональный подход. Педагогические методы дополнять другими рычагами воздействия на юнкоров, например, требовательностью, что способствует осознанию ответственности каждого за выход номера. Такое направление работы имеет непедагогический характер, он отражает работу полноценной редакции. Погружение школьников в условия, максимально приближенные к реальным, использование журналистских методов воспитания способствуют быстрому обучению юнкоров.

В общем, для создания полноценной редакции может хватить от 6 до 10 школьников. Если их будет меньше - они не будут успевать выполнять работу вовремя. Если больше - их будет труднее организовать.

Рекомендуем обязательно ввести такие должности:

Главный редактор. Ему можно поручить вести колонку редактора, где он будет писать материалы на актуальные темы, организацию работы юнкоров, контроль за выполнением заданий, координацию.

Ответственный редактор. Этот школьник должен следить, чтобы все материалы сдавались юнкорами вовремя, время от времени контролировать, как идет процесс подготовки материалов, придерживаются ли журналисты графика.

Фотограф. Идеально, если этот ученик будет иметь свой фотоаппарат. Скорее всего, он уже будет иметь определенные представления об искусстве фотографии и сможет делать качественные снимки. Также собственная техника - показатель, что ребенку нравится фотографировать, а значит, работа будет выполняться качественно и с удовольствием.

Верстальщик. Навыки, которые получит ребенок в школе по верстке и дизайну обязательно понадобятся ему в будущем. Кроме того, такая должность снимет нагрузку с руководителя газетой, и он сможет больше времени уделять другим этапам создания издания.

Менеджер. Эта должность возможна, когда газета распространяется не бесплатно. Этот ученик должен информировать, когда появится новый номер, поощрять детей покупать газету, быть связным между теми, кто хочет купить газету и, непосредственно, новым выпуском.

Можно назначить ответственных за определенные рубрики. Например, спортивного журналиста. Этот ребенок будет знать без напоминания, что любое спортивное событие, происходящее в школе - его, потому никакие мероприятия такого типа не останутся без освещения.

Конечно, не все участники редакции должны иметь «портфели». Но подобная организация может научить детей ответственности, внимательности, поможет руководителю более удачно организовать работу и снять с себя часть нагрузки.

Чаще роль руководителя школьной газеты на себя примеряют:

  • педагог-организатор;
  • преподаватель-филолог;
  • специалист по соответствующей отрасли, то есть журналист;
  • ученик школы.

По составу редакции школьной газеты:

  • участники кружка журналистики;
  • участники литературного кружка;
  • самоуправления;
  • любой из учеников школы (когда кружок журналистики как форма работы отсутствует).

8. Содержание (контент) школьной газеты

Содержание школьной газеты должно быть направлено на целевую аудиторию - школьников.

8.1 Жанры школьной газеты

Есть несколько вариантов журналистских жанров. Остановимся на самых распространенных для школьной газеты, а именно: новости, интервью, репортаж, комментарии.

 

Новость – сегодня понятие «новость» понимают как сообщение, которое представляет интерес для общества. Точнее сказать для читательской аудитории.

Обилие новостей во взрослых газетах приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. Таких читателей называют «сканерами». Об этом в разделе, посвященном верстке и дизайну. В заголовок или начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали. Читатель же, воспринимает их как самое важное в сообщении.

Новость должна быть: точной, достоверной и объективной.

Также считается, что новость должна отвечать минимум на три вопроса: Что? Где? Когда? И максимум на шесть: Кто? Почему? Как? + первые три.

 

Рассмотрим пример новости для школьной газеты:

Новость должна быть точной: «В 5-а классе учится 31 ученик», достоверной «В 5-а классе согласно классного журнала учится 31 ученик », и обязательно полной «В 5-а классе согласно классного журнала учатся 31 ученик : 17 девочек и 14 мальчиков».

Но эта новость на 1 сентября, а что дальше сделать с этой устаревшей информацией?

Можно, через месяц написать по-другому:

 

«В 5-а классе самым популярным именем в классе является Наташа – у 6 девочек, Михаил - 4 мальчиков…» и т.д. А ведь можно еще посчитать количество гласных и согласных в именах детей. И сделать из этого новость тоже. Главное, чтобы после подсчета девочек и мальчиков с разными именами все равно получился 31 ученик

 

 

Репортаж- термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень — латинский («reporto» — передавать). Репортаж сообщает о фактах и событиях, показывая их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится интересное событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события (17).

В школьной газете – наиболее распространенным жанром может быть спортивный репортаж или репортаж с любой экскурсии, который отлично дополнится фотографиями

 

 

Интервью (от фр. entrevue - (встреча по договоренности) в журналистике основное средство сбора информации. Задача интервью – получение высказываний лиц на определенные темы и/или об определенных лицах путем постановки целенаправленных вопросов. Всевозможные разновидности интервью и бесед являются сейчас основным источником информации для масс-медиа (12).

 

Школьная газета дает возможность школьнику – юнкору научится правильно задавать вопросы и мыслить логично. Оба этих навыка несомненно пригодятся в жизни. Не секрет, что правильно поставленный вопрос – это 50% ответа.

Но важно и другое. Автор интервью не должен стремится показать свой глубокий внутренний мир. Задача корреспондента максимально раскрыть тему, на которую берется интервью, и личность, с которой происходит беседа.

Обязательно в интервью должны быть вопросы, которые интересны целевой аудитории.

Для этого, если Вы планируете интервью, спросите сами у ваших читателей, а что они хотят узнать. Кроме этого, рекомендовал бы иметь несколько, три пять, фирменных вопросов. В свое время в журнале «5 баллов» у нас был такой список обязательных вопросов к звездам:

  • 1. Самый любимый и сложный предмет в вузе (школе).
  • 2. Кем мечтали стать в детстве.
  • 3. Самое яркое воспоминание из студенческой жизни.
  • 4. Продолжите предложение: «Моя школа/вуз – это…
  • 5. Самый любимый учитель в школе.

Все вопросы являются открытыми. В то же время в интервью можно использовать и закрытые вопросы, но их количество должно быть минимально. В продолжение вопросов для интервью со звездой:

  • Пользовались ли Вы шпаргалками на экзаменах?
  • Прогуливали уроки?
  • Вы списывали на контрольных работах?

Хочу обратить внимание на следующее. Ваши вопросы в интервью должны быть интересными для человека, у которого вы берете интервью. На пресс-конференциях с известными артистами, очень часто можно услышать тривиальные вопросы, например: «Ваше любимое украинское блюдо» или «Чем отличается украинский зритель от российского».

Не бойтесь экспериментировать и задавать вопросы.

С кем можно брать интервью:

  • 1. Родители и родственники
  • 2. Выпускники школы
  • 3. Работники школы
  • 4. Звезды и чиновники
  • 5. Жители окрестных домов
  • 6. Домашние и дикие животные. Насекомые, птицы и т.д.
  • 7. Школьники

Уверены, что многие известные артисты с удовольствием вспомнят школьные годы. Но лучше делать акцент на интервью с выпускниками школы.

 

Комментарий – это журналистский жанр, который представляет актуальные события с акцентом на собственном мнении. Главной частью слов «commentarius» является существительное «mens» (мышление, разум, мысль), оно сродни с немецким словом «meinen» (думать, иметь в виду, высказывать свою точку зрения) и выражает, говоря современным языком, когнитивный акт обоснованного предположения (12).

 

Наиболее распространенными видами комментария являются: колонка журналиста/редактора или редакционные материалы.

 

Для школьной газеты легче всегда давать редакционный материал с практическим применением. Как это сделать?

В том случае, если мы приводим какую либо ситуацию, то мы должны или давать полезные телефоны, куда можно обратиться или несколько точек зрения на событие, чтобы читатель мог самостоятельно выработать собственное мнение.

 

8.2. Рубрики школьной газеты

Рубрика – слово или часть текста, которая традиционно написана или напечатана красными чернилами с целью ее выделения. В английском языке «rubric» (рубрика) - слово, заимствованное из латыни и означает красную охру или красный мел; такое выделение появилось в средневековых манускриптах примерно в 13 веке. Таким образом, красные буквы использовались, чтобы выделить начальные буквы (в частности, псалмов), заголовки частей текстов или имена религиозной значимости. Эти выделения, известные как рубрикация, были отдельным этапом изготовления манустрипта (13).

Какие рубрики должны быть в школьной газете, очень важно понимать перед началом работы. Вначале перечислим наиболее распространенные. Также для удобства укажем номер полосы, ответственного и сроки сдачи материала редактору.

Мы сейчас говорим о рубриках для печатной газеты. Такие же рубрики могут находиться и в стенгазете, и на сайте (табл. №4).

Табл. №4

№ полосы Рубрика Содержание
1 Новости класса, колонка директора/учителя Официальные и интересные новости из жизни класса
2 Тема номера Актуальная тема для обсуждения. Календарная дата. Другое интересное событие
3 Я вам пишу Письма читателей-школьников. Стихи, рассказы об интересных случаях. Полезный или интересный опыт.
4 Родительская страничка Мнения родителей о ситуации, истории из жизни родителей
5 Классный олимп О достижениях в спорте, учебе, кружках
6 Конкурсы, угадайки Специализированные по предметам или простые о жизни класса, школы, города
7 Афиша/секции Информация о том, куда можно пойти в течении месяца или записаться в какую секцию. Лучше давать адрес, номера телефонов и стоимость
8 Комиксы, юмор, наши именинники Именинники: школьники, учителя. Анекдоты, стихотворения

Рубрики в табл. №4 - не константа. Вот еще небольшой перечень рубрик:

Рубрика «Твой помощник» – может давать юридические советы по праву, рассказывать о правах несовершеннолетних или основы Закона о защите прав потребителей. Кроме этого, в ней могут быть полезные советы о том, как правильно вести себя на улице, в необычных ситуациях.

Рубрика «История» – об истории области, города, района, села, школы.

Рубрика «Вопрос-ответ». В этой рубрике можно публиковать краткие ответы психологов или самих учеников на сложные или простые вопросы. Отличный элемент обратной связи с читателем.

А также:

  • Мнение эксперта.
  • Игры нашего класса.
  • В мире интересного.
  • Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
  • Размышления на тему… ("Точка зрения")
  • Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?") (14).

Какие столбцы необходимо еще добавить к таблице № 4 при проведении редакционной планерки? 
1. Колонка-номер полосы 
2. Рубрика 
3. Содержание 
4. Кол-во иллюстраций (фото, рисунков, инфографики) 
5. Кол-во символов с пробелами 
6. Ответственное лицо 
7. Срок сдачи материала редактору

8.3. Источники новостей для школьной газеты

Во взрослых газетах основными критериями новостей считаются:

  • Своевременность (информационный повод);
  • Актуальность;
  • Близость к аудитории;
  • Необычность.

Обратим внимание на последние два критерия

Что ставить в новости кроме официальных событий, которые прошли в классе или школе?

Именинников? Для этого есть другой раздел. Победителей олимпиады? Но и для них есть отдельное место.

Давайте подойдем к созданию новости творчески. С улыбкой! Давайте пофантазируем, а заодно и посчитаем.Сколько общей вес всего класса? И больше ли вес всего класса, чем вес слона? А информационный повод? Так мы идем в зоопарк или просто прошли взвешивание при медосмотрете.

А рост класса? Если всех мальчиков и девочек поставить друг на друга - сколько это этажей дома?

На семинаре в Днепропетровске мы получили много примеров новостей, которые очень интересные, познавательные, а главное веселые!

Вот некоторые примеры новостей. С указанием информационного повода и источника информации.

Табл. №5

  Интересная новость Инфоповод Источник инф-ции
1 Сравнить вес/рост/размер обуви между классами Прошли медосмотр Медкабинет
2 Количество домашних животных, их имена, разнообразие День защиты животных Опрос
3 Количество деревьев/клумб/скворечников/скамеек и т.д. в школьном дворе День окружающей среды Сбор информации
4 Сколько братиков и сестер у учеников в классе День защиты детей Опрос
5 Завтраки или обеды в школьной столовой. Сколько съедается котлет и стаканов компота выпивается Любой Столовая, наблюдение
6 В каком количестве классов. За каким количеством стульев или парт проучился класс в течении четверти/полугодия/года Итоги четверти Сбор инф-ции
7 Какого цвета глаза у мальчиков и девочек Медосмотр Медкабинет
8 Самая распространенная секция среди учеников класса День физкультурника Опрос
9 Кто живет ближе всего, а кто дальше всего от школы 1 сентября Опрос
10 Сколько согласных и гласных в именах и фамилиях учеников День знаний Школьный журнал

И многое-многое другое. Откройте сердце навстречу миру, и мир подарит вам интересные новости.

Самое удивительное, что информационные повод вы можете придумать самостоятельно. Достаточно посмотреть в календарь, а еще лучше набросать идеи на редакционной планерке с родителями.

Если вы не нашли повода, но у вас есть интересная новость – публикуйте!

Большая просьба: отмечайте в новостях положительные стороны. Не делайте негативных сравнительных оценок. Не «кошмарьте» читателя. Тем более, если ваш читатель – это ребенок.

8.4. Как планировать основную тему выпуска газеты

Стандартное планирование идет в привязке к календарным датам или информационным поводам.

Информационный повод - событие, которое может заинтересовать нашего читателя, большинство нашей целевой аудитории. Например, школа или класс признан лучшей школой или классом города/села. Старайтесь искать положительные информационные поводы. В то же время, с целью нивелирования слухов о неприятном событии, информационным поводом может служить разъяснение сложившейся ситуации. Если это конфликтная ситуация, то возможность высказать несколько точек зрения.

Посвятив основной материал календарному событию/дате, не забудьте на редакционной планерке составить и утвердить планы других материалов.

Помните, даже в теме номера вы должны подавать материалы в привязке к вашему читателю. Это можно сделать, рассказав историю праздника в классе/школе, взяв комментарии школьников по теме номера.

Вот несколько примеров тем номеров: 
1. Знакомство 
с начальными классами; 
со средними классами; 
со старшими классами; 
с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; 
с сотрудниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).

2. Подготовка к празднику. 
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, 8 марта, День защитника Отечества, Пасха).

3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, пивной алкоголизм, анексия, компьютерная и игровая зависимость, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).

4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки) (14).

8.5. Как привлечь родителей для авторства в школьной газете

Давайте просто составим перечень преимуществ для родителей, участвующих в создании школьной газеты. Расскажем о преимуществе участия в школьной газете для детей. Ведь все участники создания школьной газеты получают знания об основах издательского дела. Родители могут научиться работать в разных компьютерных программах, в т.ч. и для верстки. Однозначно появляется возможность больше проводить время и получить на выходе совместный продукт с собственным сыном или дочкой. А что может быть приятнее совместной работы со своим ребенком?

Акцентируйте внимание родителей на привычке читать, правильно и системно подавать информацию.

Дайте домашнее задание разработать рубрики для школьной газеты, а на школьном собрании с родителями обсудите полученные результаты и рубрики. Пригласите их опубликовать родословную семьи. Детские фото, собственные стихи или рассказы. Уверены, что среди родителей есть немало тех, кто пишет стихи или сказки. Расскажите им о примерах из соседних школ или классов.

Раздавайте анкеты-опросники для заполнения на собраниях. Ведь только так мы можем узнать, какие домашние животные живут у наших учеников и как этих животных зовут. А уже затем может сделать из этого интересную новость или даже несколько новостей.

Школьная газета для родителей:

  • это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;
  • это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения (14).

 

Родителей тоже надо «зажечь» идеей школьной газеты – это вернется к вам помощью в ее создании.

8.6. Как привлечь учеников к созданию школьной газеты

Самая лучшая школьная газета, это газета, которая выпущена для учеников, где авторы-школьники, принадлежат к той целевой аудитории, которая будет читать эту газету.

В выпуске газеты может принимать участие разное количество учеников. Лучше, когда на каждую рубрику будет один или два автора. Помните, что группой из 12 человек управлять сложнее. Длительность редакционных планерок не более 40-45 минут. Если вы засиделись дольше, сделайте перерыв.

Можно написать, что получит ученик от участия в школьной газете.

В любом случае ученики должны понимать, что им даст участие в работе школьной газеты.

Это можно посмотреть в разделе «Цель создания школьной газеты», а еще наши юнкоры научаться:

  • проводить социологические исследования, рейтинги, опросы;
  • брать интервью и знакомиться с интересными людьми.

Смогут:

  • опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления;
  • проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, "Ток-шоу";
  • использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику;
  • распространять газету среди учащихся и учителей школы;
  • награждаться и поощряться за вклад в работу школьной прессы со стороны администрации.

И наконец стать журналистом с редакционным удостоверением. Узнать много нового интересного на экскурсии в типографии или редакции газеты и многое-многое другое.

Спустя время, когда дети освоятся в работе редакции, можно доверять старшеклассникам выпуск газеты - это стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников.

8.7. Кто из учителей может принимать участие в создании газеты

Любой из учителей школы может принять участие в создании школьной газеты.

Учителя украинского и русского языка и литературы обычно выступают или инициаторами создания школьной газеты, или активными участниками. При этом один из учителей может быть корректором, а другой редактором.

Учитель по информатике – дизайн, верстка и печать газеты.

Учителя математики, природоведенья, истории, физкультуры, труда и других предметов могут отвечать за новости. Например, каждый учитель может предоставить по одной новости на каждый класс раз в месяц. Уже интересно.

Несомненно, кто-то откажется, кто-то не сможет. Ищите контакт, обсуждайте, предлагайте, настаивайте и получайте результат. В любом случае, даже если учитель труда или физкультуры не смогут предоставить вам новости, то пусть дадут информацию, сколько раз подтянулись мальчики на физкультуре, или сколько было почтовых ящиков произведено на уроке труда.

Не отказывайтесь от помощи представителей психологической службы, социального работника, педагога-организатора. Эти люди всегда в курсе происходящих в школе событий, они помогут в выборе темы, прокомментируют уже подготовленный материал (18).

8.8. Формализация процесса работы школьной газеты

Как и во взрослом издании, необходимо составить структурную схему газеты (см. раздел: схема редакции школьной газеты).

Расписать должностные обязанности для всех участников процесса.

Вести рубрикатор, график сдачи полос, редакционный портфель (см.раздел: рубрики школьной газеты)

Школьное издание - дело общее, а не личное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие (19).

9. Источники финансирования школьной газеты

Вероятно, это вопрос, с которым сталкиваются руководители многих школьных газет, особенно те, кто мечтает о качественной полиграфии. Существует несколько путей печати школьной газеты. Благодаря помощи Марины Осюхиной мы предлагаем такие формы финансирования:

Способ 1. Убедить директора выделить средства из школьного бюджета.

Способ 2. Обратиться к родительскому комитету и издавать газету за родительский счет.

Способ 3. Существовать за «живые» деньги, то есть продавать газету школьникам и тем самым покрывать расходы на печать.

Способ 4. Найти спонсора пределами школы, который может поддержать вашу инициативу. Это может быть общественная организация, благотворительный фонд, любая другая коммерческая организация. В частности, можно сделать объявление среди учеников школы, не занимается ли кто-то из их родителей или родственников подобной меценатской деятельностью.

Способ 5. Обратиться за помощью к типографии или редакции известной в городе газеты. Водите детей на экскурсию в издательство или типографии: дети заинтересуются, директор типографии или главный редактор расчувствуется. Расскажите главному редактору, что дети это будущие читатели, в которых возможно воспитывать привычку к чтению. Используйте примеры программы «Газета в образовании» WAN / IFRA.

Способ 6. Не выпускать из поля зрения выпускников школы, привлекать к финансированию или производству СМИ.

Способ 7. Поставьте ящики или пакеты для макулатуры в классах. Организуйте сбор макулатуры в школе.

Способ 8. На создание сайта можно получить грант - это тоже проект (8).

Для этого Вам необходимо показать ваше издание. Если Вы только начинаете, то можете распечатать газету на школьном принтере. Конечно, качество будет не лучшее, и, вероятно, придется склеивать листы или сбивать степлером, однако, это замечательный экономичный вариант.

Но прежде, чем выбирать тот или иной способ, вы должны быть вооружены, знать точно, сколько денег на выпуск номера вам нужно. Для этого следует обратиться ко всем типографиям в вашем городе и узнать их цены, затем связаться с менеджером и попросить рассчитать, сколько будет стоить выпуск вашей газеты. Для этого вы должны знать, сколько страниц будет в вашей газете, какого формата, будут ли в выпуске цветные страницы, тираж. Иногда типография может попросить у вас выпуск, чтобы просчитать расходы более конкретно.

Иногда руководители незарегистрированных школьных газет переживают, что их издание не напечатают. Однако, это не проблема, если не заявлять вашу газету как газету. Назовите свое издание экспериментальным проектом, раздаточным творческим материалом, и вам обязательно пойдут навстречу.

Однако, если вы хотите, чтобы ваша газета действительно была серьезным изданием, потратьте свое время на ее регистрацию.